Итоги банковского года: доступность, скорость и комфорт

   

Сразу скажем, что кардинальных перемен в банковской среде не произошло, но все-таки хоть чуточку этот мир изменился.

Рассуждая об итогах уходящего года, нельзя обойти вниманием многочисленные инновации в банковском бизнесе. Несмотря на заметное сокращение количества кредитных учреждений и низкие темпы развития потребительского кредитования, все же язык не поворачивается назвать уходящий год «скорее плохим», как пессимистично предрекало ему большинство финансовых аналитиков. Переживая свой посткризисный период в поисках дополнительного источника существования, банки с новыми силами продолжали в 2012 году погружаться в глубины интернета, высоких технологий и впечатляющих интеграционных процессов. Словно птица феникс российская банковская система возрождалась, удивляя новомодным форматом общения с клиентами посредством гаджетов и социальных сетей. Скорость и комфорт – вот два тренда, которым следует мир в XXI веке, и банковская сфера здесь не исключение.

Даже беглый обзор финансовых новостей за прошедший год показывает, насколько развернулась стратегия оказания банковских услуг в сторону высокотехнологичного сервиса. Чтобы быть объективными, посмотрим, о чем чаще всего писали в пресс-службах самих банков. Оставим без внимания традиционные уведомления об изменении ставок по вкладам и условий по кредитам, на которые особенно богатой оказалась эта осень. Обратим взор на сообщения инновационного характера, отражающие качественно новый уровень взаимоотношений между банками и их клиентами.

Технологическая модернизация продолжается

«Промсвязьбанк обновил интернет-банк», «ЮниКредит Банк разработал приложение для iPhone». Да, да, именно так в уходящем году звучали чаще всего заголовки пресс-релизов. Это означает, что в России уже существует целое сословие владельцев собственного домашнего банка. Как раз так можно назвать любого пользователя системы «интернет-банкинг». А с распространением смартфонов появились и обладатели «карманного» банка, которые, как Маяковский, достают «из широких штанин дубликатом бесценного груза» новенький мобильный телефон и буквально легким движением пальцев отправляют адресату не виртуальные, а вполне реальные деньги.

Собственно, граждан давно уже не удивишь дистанционным управлением банковским счетом. Но, пожалуй, именно в этом году начался настоящий онлайн бум, когда банки один за другим объявляли о разработке приложений, позволяющих подать заявку на кредит или открыть вклад на расстоянии: через интернет, банкомат и даже мобильный телефон, что еще совсем недавно трудно было себе представить, учитывая специфику в области безопасности финансового бизнеса.

Вот уж чего точно никто не ожидал, так это слияния двух полярных миров офлайн и онлайн именно в консервативной банковской сфере. Даже такой тяжеловес как Сбербанк завел специальный департамент технологических исследований, где шлифуют самые безумные идеи из мира высоких технологий и виртуальных денег. Директор этого центра Мирча Михаэску, например, не отрицает, что в ближайшем будущем деловое сообщество вообще избавится от бумажного документооборота и полностью уйдет в цифровую среду digital.

Офисы нового формата

Превратится ли банк совсем в «трубу», лишь передающую электронные транзакции мы узнаем уже совсем скоро. А пока 2012 год удивлял нас новыми моделями ведения банковского бизнеса. Для примера приведем все тот же сбербанковский конгломерат, который заставил-таки клиентов с приятным изумлением посещать свои офисы. Здесь к записи в электронную очередь быстро привыкли даже пенсионеры. Если в 2011-ом среднее время ожидания и получения услуг составляло 40 минут, то к концу нынешнего года пребывание каждого клиента в отделении сократилось до 10 минут, собственно, как и было заявлено Германом Грефом еще несколько месяцев назад. И это при том, что десятимиллионная клиентская сеть увеличивается с каждым днем. Старые стены теперь буквально «напичканы» новейшим оборудованием самообслуживания в виде платежных терминалов и банкоматов. Доступные и простые в использовании устройства не только выдают наличные, но и принимают деньги для оплаты коммунальных и других услуг.

Активное преобразование системы в инновационный сервис наблюдалось и в Промсвязьбанке. Несколько его мини отделений в виде киосков появилось в 2012 году не только в столице, но и далеко за пределами МКАДа. Новый формат финансового учреждения сократил количество банковских сотрудников до двух на офис, занимающихся скорее техническим консультированием, чем операционной работой. Зато в зале установили множество гаджетов для самообслуживания. Выйти в интернет для самостоятельного управления счетом здесь можно не только через платежный терминал, но и с помощью iPhone или iPad. Современнейшие устройства, заменившие живых людей, подключенные к дистанционному каналу доступа помогают подать заявку на ссуду, получить экспресс-кредит, оформить заявление на выпуск и перевыпуск банковской карты, открыть депозит и многое-многое другое из числа традиционных банковских услуг.

Еще одна популярная новостная тема звучала примерно так: «Нордеа Банк вышел в Twitter». Облегченный формат банковского офиса, мода на который пришла к нам с Запада, открыли для себя постоянные посетители социальных сетей в России. Заметим, что впервые в русскоязычном интернете виртуальные отделения появились, конечно, не в этом году. Но именно в 2012 г. начали, как грибы после дождя, расти официальные странички банков в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Одноклассниках и т.д., ежедневно набирая друзей. Например, новое приложение Сбербанка «О чем мечтаешь ты?», стартовавшее в сети в этом году, только ВКонтакте собрало более 1,5 млн. подписчиков. Здесь же количество пользователей краудсорсинговой платформой «Сбербанк: Банк друзей» превысил отметку 833 тыс. А в чате Facebook того же Сбербанка недавно заработал интерфейс, позволяющий вести разговор с его оператором. Промсвязьбанк удивил открытием интернет магазина сразу в нескольких социальных сетях. Необычный шопинг позволяет не только заказать банковскую карту, но и самостоятельно сконструировать ее дизайн.

Интеграция и объединение

В обзоре самых типичных новостей этого года нельзя оставить без внимания довольно распространенную тему взаимовыгодных союзов банков и других компаний в сфере услуг. Добавим сюда же совместные проекты между различными финансовыми институтами, которые сегодня все чаще объединяют усилия для обеспечения комфортного и быстрого обслуживания общих клиентов.

Продолжая обсуждать интеграцию в социальных сетях, вспомним, что Альфа-банк в этом году запустил на «Одноклассниках.ру» новый сервис, позволяющий осуществлять денежные переводы между картами разных банков и разных платежных систем. Финансовая служба работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Помощь другу отныне можно оказывать, не вставая с дивана и не прекращая чатиться в интернете. Средства поступают адресату в течение нескольких минут.

Объединенной сетью банкоматов хвастались чуть ли не каждый месяц уходящего года Альфа-Банк и МКБ, Русский стандарт и Мастер-банк, Райффайзенбанк и Росбанк, и еще множество других. Такие союзы позволяют клиенту одного кредитного учреждения не только бесплатно снимать наличные в чужих банкоматах, но и узнавать баланс счета или пользоваться дополнительным сервисом, доступным раньше по ограниченному количеству адресов, где обслуживались карты лишь родного банка. К примеру, крупнейшая партнерская сеть банкоматов Росбанка объединила в этом году более 20 тысяч устройств по всей стране.

Очередной быстрый и удобный способ пополнить электронный кошелек с банковского счета или, наоборот, вывести деньги из платежной системы на банковский пластик появился у общих клиентов Альфа-Банка и Wellpay, Промсвязьбанка и WebMoney, Сбербанка и ЯндексДеньги. На эту же тему сотрудничества вспомним новости от Банка Русский Стандарт, который совместно с системой WebMoney выпустил в 2012 г. кредитную карту с льготным периодом кредитования.

А как Вам новое предложение от Промсвязьбанка стать членом закрытого привилегированного клуба, сервис-партнерами которого выступают винные бутики, гостиницы, рестораны, продюсерские центры и даже зарубежные SPA-салоны? Консьерж-услуги в рамках private banking, аналогичные лучшим образцам в дорогих пятизвездочных отелях, нынче осваивают во многих финансовых учреждениях страны.

Завтра началось еще вчера

Завершая обзор самых технологичных новостей из мира банковского бизнеса в этом непростом посткризисном году, само собой напрашивается вопрос: «А дальше что?». Возможно, ответить поможет все та же вездесущая пресса.

Читали ли вы, что с января 2013 году наше государство начнет в массовом порядке раздавать универсальную электронную карту гражданина РФ? УЭК очень скоро станет не только способом идентификации личности и помощником в получении социальных услуг, но и средством платежа во многих областях жизни. Для этого к госпроекту присоединилось уже более десятка крупнейших банков страны. Социальная карта будущего объединит в себе паспорт и банковский счет.

Слышали ли вы, что банк Авангард выпустил первую в России банковскую карту, оснащенную микроклавиатурой и сенсорным дисплеем?

А знаете ли вы, что в Японии недавно начали функционировать банкоматы, которые идентифицируют личность не через пластиковую карту, а посредством уникального биометрического узора на ладони человека?

Спешим вас уверить, что будущее не только уже началось, но и готовит нам много интересного. И пусть предстоящие события удивят и порадуют всех банковских клиентов. Желаем удачи и финансового благополучия в следующем 2013 году!

Автор: Лyкьянец О.
Опубликовано 28 декабря 2012.